Технические данные MBB/Kawasaki BK 117
Силовая установка: 2 x ГТД Avco Lycoming LTS 101-650B-1 взлетной мощностью по 410кВт, диаметр несущего винта: 11м, длина с вращающимися винтами: 13м, длина фюзеляжа: 9.91м, высота: 3.83м, взлетный вес: 2850кг, вес пустого: 1650кг, крейсерская скорость: 250км/ч, потолок: 4570м, дальность полета с максимальной нагрузкой: 500км
Как большинство многоцелевых вертолетов, ВК.117 предназначен для перевозки пассажиров и грузов, для выполнения разнообразных задач - от эвакуации больных и раненых до участия в антитеррористических операциях. С установленным вооружением и специальным оборудованием вертолет может использоваться для разведки и наблюдения, огневой поддержки войск и борьбы с танками.
Вертолет разработан во второй половине 70-х годов фирмами MBB (ФРГ) и Kawasaki (Япония), опытные экземпляры вертолетов строились как в ФРГ, так и в Японии. Первый изготовленный в ФРГ ВК.117 поднялся в воздух 13 июля 1979 года, а первый японский - 10 августа 1979 года. Серийное производство осуществляется в обеих странах с 1981 года.
Конструктивно ВК.117 является дальнейшим развитием известного вертолета Во-105 фирмы MBB; при его создании широко использовались конструктивные решения и прогрессивные технологии, уже опробованные и хорошо зарекомендовавшие себя на Во-105.
Как и базовая модель, ВК.117 имеет фюзеляж полумонококовой конструкции с большой площадью остекления. Однако размеры фюзеляжа значительно увеличены, что позволяет разместить в пассажирской кабине размерами 3.02х1.49х1.28м 5-9 пассажиров (в уплотненном варианте возможно даже размещение 11 человек). В санитарном варианте пассажирская кабина имеет восемь различных конфигураций размещения специального оборудования, раненых и сопровождающих их медработников. Размеры кабины позволяют свободно выполнять медицинские процедуры и даже операции непосредственно в полете. Доступ в кабину осуществляется через две сдвижные двери по обеим сторонам фюзеляжа и через двухстворчатую дверь; для доступа в двухместную кабину экипажа предусмотрены еще две двери, установленные на шарнирах с каждой стороны фюзеляжа.
Для использования вертолета в поисково-спасательных операциях в проеме левой сдвижной двери может быть установлена поворотная лебедка грузоподъемностью 270кг. С помощью лебедки на борт вертолета могут быть подняты два человека (пострадавший и спасатель) в мокрой одежде. Длина троса на барабане лебедки 300м, скорость подъема меняется бесступенчато от 0 до 0.75м/с. Поворотная стрела лебедки позволяет вносить пострадавшего прямо в кабину вертолета.
Вертолет оборудован простым полозковым шасси, состоящим из двух поперечных труб и двух лыж. Конструкция шасси и фюзеляжа выдерживает прямой удар при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 15м/с. При этом у находящихся в вертолете могут быть только незначительные ранения.
С учетом возможного военного применения вертолета предусмотрены варианты бронезащиты спинок кресел летчиков; расходные топливные баки изготовлены из резины, затягивающейся при попадании в них пуль, наиболее важные агрегаты и системы дублированы или прикрыты менее важными агрегатами или конструкциями.
К фюзеляжу пристыкована хвостовая балка с горизонтальным оперением, снабженным стреловидными концевыми шайбами, имеющими относительно большую площадь.
Смонтированная над средней частью фюзеляжа силовая установка вертолета состоит из двух двигателей, что само по себе уже является важным фактором повышения надежности и боевой живучести вертолета. Повышению надежности способствует также наличие независимых систем подачи топлива и смазки для каждого двигателя и двух систем смазки главного редуктора.
Конструкцией силовой установки предусмотрено использование двух двигателей Lycoming LTS10-1750B-1 взлетной мощностью 503кВт. каждый или двух двигателей Turbomeca "Arriel" 1Е взлетной мощностью 520кВт каждый. Силовая установка с двигателями "Arriel" имеет систему автоматического регулирования числа оборотов винта, которая в случае выхода из строя одного из двигателей немедленно переводит другой двигатель на повышенный режим работы. Главный редуктор установлен впереди двигателей, благодаря чему обеспечивается его охлаждение потоком воздуха, поступающего к двигателям через боковые воздухозаборники и общий коллектор с фильтром.
Емкость четырех мягких баков топливной системы составляет 608л, возможна установка трех дополнительных топливных баков общей емкостью 500л.
Установленный на вертолете бесшарнирный "жесткий" несущий винт системы "Bolkow" состоит из цельной крестообразной титановой головки несущего винта с четырьмя внутренними втулками из титана, на которых посредством двух болтов каждая крепятся четыре лопасти, изготовленные из усиленного стеклопластика. Передние кромки лопастей защищены от эрозии и повреждения посторонними предметами стальной обшивкой. Эти лопасти сохраняют работоспособность при простреле их пулями, они устойчивы по отношению к ударам и механическим повреждениям. Так, испытания показали, что в зависимости от твердости дерева, стволы и ветки небольших деревьев диаметром ствола до 10см отсекаются без повреждения лопасти.
Рулевой винт с двумя лопастями, также изготовленными из усиленного стеклопластика, установлен в верхней части стреловидного киля. При этом оба винта расположены на такой высоте над поверхностью взлетно-посадочной площадки, что исключается ранение ими людей, находящихся рядом с вертолетом.
Вертолет имеет современное пилотажно-навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты в любое время суток и в сложных метеорологических условиях. В дополнение к стандартному оборудованию на вертолете может быть установлена дублирующая система управления, автопилот, поисковая РЛС и аппаратура навигационной системы "Лоран".
Производились следующие модификации вертолета BK.117:
- ВК.117-1А — базовый гражданский вертолет с максимальной взлетной массой 2850кг; построено несколько вертолетов;
- ВК.117А-3 и 4 — развитие ВК.117-1, с увеличенной взлетной массой до 3250кг и рулевым винтом большого диаметра с лопастями, имеющими геометрическую крутку;
- ВК.117А-3М — военный вариант ВК.117А-3, впервые показан в виде макета на Парижской авиакосмической выставке в 1985 году с вооружением из 8 ПТУР «Hot» и стабилизированным прицелом SFIM;
- ВК.117В-1 — основная серийная модификация с увеличенной мощностью двигателей и улучшенными летными характеристиками;
- ВК.117В-2 — модификация с увеличенной взлетной массой до 3350кг; производится с 1992 года в Германии и Японии;
- ВК.117С-1 — модификация, выпускаемая в Германии с 1992 года, с новым оборудованием кабины, новыми лопастями рулевого винта, ГТД Turbomeca «Arriel» 1Е2 большей мощности и улучшенными высотными характеристиками; поставлено 12 вертолетов;
- NBK.117 — модификация, выпускаемая по лицензии в Индонезии фирмой IPTN;
- ВК.117Р5 — опытный вертолет с электродистанционной системой управления с боковой рукоякой, бортовой ЭВМ и другими системами, предназначенными для разведывательного вертолета ОН-Х, разрабатываемого в Японии. Совершил первый полет 2 октября 1992 г.
В.Н.Шунков "Боевые вертолеты", 1999
КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом.
Фюзеляж типа полумонокок, из алюминиевых сплавов, несиловые элементы изготовлены из композиционных материалов, титановый отсек двигателей отделен противопожарной перегородкой. Расположенная в носовой части фюзеляжа кабина экипажа имеет две боковые двери, установленные на шарнирах с каждой стороны фюзеляжа.
Предусмотрено несколько вариантов компоновки пассажирской кабины: в административном варианте для размещения пяти пассажиров, в стандартном (или при обслуживании морских нефтепромыслов) — 7 пассажиров и в уплотненном варианте — 9 или 11 пассажиров. В пассажирской кабине могут быть размещены двое раненых на носилках с двумя сопровождающими. Для входа в кабину по бокам фюзеляжа расположены сбрасываемые грузовые двери, сдвигаемые по направляющим. Задние окна кабины являются аварийными люками, позади кабины находится багажный отсек размером 1.05 х 1.21 х 1.22м и объемом 1.34м3, с грузовым люком с открывающимися наружу створками. Пол в кабине экипажа и пассажирской кабине расположен на одном уровне и состоит из съемных панелей, обеспечивающих доступ к системам.
Хвостовая балка типа полумонокок, отъемная задняя часть заканчивается килем, установлена предохранительная опора.
Несущий винт с жестким креплением лопастей к втулке. Втулка из титанового сплава, с осевыми шарнирами на роликовых подшипниках, имеет стальные торсионы. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из армированного стеклопластика, с противоэрозионной накладкой из нержавеющей стали вдоль носка лопасти. Сечение лопасти имеет модифицированный профиль NACA 230-12/230-10. Предусмотрено складывание лопастей вручную. Ресурс лопастей 1000ч. Окружная скорость концов лопастей 220м/с.
Рулевой винт двухлопастный, диаметром 1.96м, с общим горизонтальным шарниром, установлен на конце киля с левой строны, вращается по часовой стрелке. Лопасти прямоугольной формы в плане, закрученные, выполнены из армированного стеклопластика с улучшенным профилем MBB-S102E. Окружная скорость концов лопастей 218м/с.
Горизонтальное оперение, установленное на хвостовой балке, снабжено концевыми шайбами. Размах оперения 2.7м.
Силовая установка состоит из двух ГТД, размещенных в верхней части фюзеляжа, над грузовым отсеком. Воздух из боковых воздухозаборников поступает в общий коллектор с фильтром.
Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного планетарного редуктора, промежуточного и углового редукторов и соединительных валов. Главный редуктор рассчитан на передачу мощности 736кВт.
Топливная система включает четыре мягких бака емкостью 608л (два основных и два расходных), установленных под полом грузовой кабины. С тремя дополнительными баками (два по 200л и один — 100л) запас топлива составляет 1108л. Подача топлива обеспечивается двумя автономными системами.
Шасси неубирающееся, лыжное, из алюминиевых сплавов, крепится к двум усиленным шпангоутам. В качестве амортизаторов служат две изогнутые поперечные трубы. Для рулежки по земле предусмотрены колеса. Колея 2.5м. Возможна установка аварийных надувных поплавков.
Система управления бустерная, с дублированными гидроусилителями. Гидравлическая часть имеет модульную конструкцию.
Электросистема включает два генератора постоянного тока (150А и 28В), никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (24В и 24 А*ч) и два автономных преобразователя переменного тока.
Оборудование. Исходный вариант вертолета оборудован для пилотирования одним летчиком в условиях визуального полета. Стандартный комплект оборудования включает указатель воздушной скорости, высотомер с кодирующим устройством, авиагоризонт с экраном 100мм, резервный авиагоризонт с экраном 96мм, гиромагнитную курсовую систему, плановый навигационный индикатор, магнитный компас. Двойное управление и двойной комплект приборов для визуального полета устанавливаются по требованию заказчика.
Навигационные связные системы и другое радионавигационное оборудование, устанавливаемое по требованию заказчика, включает приемопередатчики метрового диапоазона с AM и ЧМ, дециметрового диапазона и KB, автоматический радиокомпас, навигационные системы "Лоран" (дальнего действия), "Декка", "Омега" в диапазоне низких частот, легкую доплеровскую навигационную систему и курсовертикаль, радиолокационный высотомер, приемоответчик или систему опознавания "свой—чужой", высотомер с кодирующим устройством, дальномерную систему, многорежимную РЛС.
Е.И.Ружицкий "Вертолеты", 1997